«Ее улыбающееся, с ямочками, лицо сияло из-под хиджаба», - с любовью описывает сестру мусульманку корреспондент телеканала «Аль-Арабийя» Марва Авад в своем репортаже о встрече экспертов ведущих американских «мозговых центров» с членами американского Сената. Женщина в хиджабе, о которой она пишет, – это Далия Могахед, молодая египтянка с американским гражданством, ставшая первой в истории мусульманкой-советницей президента США.
Путь в Белый Дом
Ее фамилия Могахед является египетским вариантом произношения известного каждому мусульманину, да и немусульманину тоже, арабского слова «моджахед». И на самом деле, во всех арабских информационных ресурсах, ее имя так и пишется – Далия Моджахед. И тем не менее, несмотря на свою фамилию, несмотря на ее происхождение, и несмотря на ее хиджаб, она стала первой мусульманкой, назначенной на официальную должность в Белом Доме.
В прошлом месяце Барак Обама подписал указ о создании нового органа в Белом доме под названием «Управление по религиозному партнерству» для поддержки религиозных организаций и укреплению межконфессионального диалога и связей. Это Управление представляет консультативная группа, состоящая из 25 представителей религиозных и светских организаций.
Их задачей является готовить рекомендации президенту по повышению эффективности конфессиональной политики Белого Дома и выстраиванию оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем американского общества. Сама Далия Могахед признает, что основной задачей вновь созданного совета экспертов будет «использование энергии и мудрости религиозных организаций и их лидеров, сосредоточенных для решения общих проблем».
Сама Далия – египтянка по происхождению. После своего рождения она вместе с родителями перебралась в США, где закончила школу и получила высшее образование. На момент своего назначения в президентский совет по религиозному партнерству, Далия возглавлял Центр мусульманских исследований всемирно известного института Гэллапа («Gallup»), специализирующегося на социологических исследованиях в мировом масштабе.
На новом месте работы Далия видит основной своей задачей – доводить до президентской администрации мнения американских мусульман, их видение собственных проблем и проблем страны, их представления о том, как мусульмане могут помочь стране избавиться от страхов и предубеждений в отношении мусульман, а также о том, как мусульмане могут полноценно участвовать в укреплении и процветании страны.
Единоверцы Далии Могахед в американской системе власти признают, что ее назначение в президентский совет было осуществлено в критический момент, учитывая рост исламофобии в американских средствах массовой информации и в некоторых академических кругах. «Я очень рад, что Далии было предложено принять участие в этом совете, поскольку она занимает уникальную позицию», - говорит Джихад Салих Уильямс, член Ассоциации мусульманских сотрудников Конгресса.
Вопрос о том, кого считать экспертом по Исламу и мусульманам, о том, кто имеет право говорить с властью от лица мусульман, на взгляд Джихада Салиха, является в американском обществе достаточно острым. «Далия знает мусульманскую общину, - утверждает он, - ее опыт работы в «Gallup» являет совершенно противоположный пример тем «экспертам», которых мы часто видим по телевизору и которые говорят, основываясь не на фактах, а на идеологии».
Не с пустыми руками
Действительно, как старший научный сотрудник и руководитель Центра мусульманских исследований института «Gallup», Далия получила бесценный опыт по изучению мнений и проблем мусульман по всему миру. Ее исследования и приводимые в них статистические данные цитируются большим количеством американских СМИ, включая и такие влиятельные издания, как «Wall Street Journal», журналы «Foreign Policy», «Middle East Policy» и «Harvard International Review».
В ходе своей работы в институте «Gallup» Далия объездила почти все мусульманские страны, встречалась с ведущими экспертами и ключевыми фигурами и политиками западного и мусульманского мира. В их числе бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, всемирно известный американский экономист Джеффри Сакс, лауреат Нобелевской премии Дэниел Канеман, королева Иордании Рания Абдулла, мусульманские проповедники и лидеры, как Амр Халид, шейх Хабиб Али аль-Джифри, шейх Хамза Юсуф, муфтий Египта Али Гомаа и муфтий Боснии Мустафа Церич.
Год назад она в соавторстве с известным исламоведом Джоном Эспозито написала книгу «Кто говорит от имени Ислама? О чем думает миллиард мусульман», которая, по оценке критиков, является самым большим и всесторонним исследование мусульманского сообщества в мировом масштабе.
Именно эти обширные знания по проблемам и позициям уммы Далия и собирается использовать в своей работе в президентском совете. Своей задачей она видит не только выработку рекомендаций Белому Дому в отношении мусульман и исламского мира. Но и все большее вовлечение единоверцев в политическую жизнь США, в решение общих для страны проблем, а также на борьбу с предубеждения и страхами американцев в отношении мусульман.
Ведущее американское издание «Los Angeles Times» пишет, что арабский и мусульманский мир пристально наблюдают за тем, какие усилия прилагает новое руководство США для улучшения отношений с Исламом. Назначение соблюдающей мусульманки в хиджабе советником президента многие ее единоверцы по всему миру воспринимают, как попытку администрации Обамы прорвать порочный круг стереотипов и предрассудков в отношении мусульман, которые сложились после событий 11 сентября.
«Далия Могахед является лучшим примером успешной мусульманской женщины, - пишет один комментатор на сайте египетской газеты «Al Masry al-Youm». - Она доказывает, что мусульманка может быть успешной во всех областях, по крайней мере, в той области, в которой она специализируется».
Тем не менее, о роли Далии Могахед и ее смысле ее назначения в арабской среде имеются и другие мнения. На сайте той же газеты, другой комментатор довольно резко отреагировал на ее заявление о том, что она проявляет лояльность, в первую очередь, американскому государству.
Он пишет: «Ваша лояльность, сначала должна быть направлена по отношению к Исламу, затем по отношению к арабскому миру, а затем ко всему остальному». «Я боюсь, что они могут одурачить Вас и использовать в качестве прикрытия для проведения собственной политики, которая не служит интересам арабского и мусульманского мира», - заключает он.
|
Удивительно,неожиданно и крайне приятно читать о такой мусульманке!Машаллаh
ОтговорИзтриване